Разработка внутренних документов саморегулируемой организации
На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Разработка внутренних документов саморегулируемой организации

Вопрос. В соответствии с последними изменениями Градостроительного кодекса Российской Федерации какой орган управления саморегулируемой организации утверждает внутренние документы саморегулируемой организации, например положение о членстве и положение о реестре членов саморегулируемой организации?

Ответ. К внутренним документам саморегулируемой организации, обязательность разработки которых установлена частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ) относятся следующие внутренние документы саморегулируемой организации:

1) о компенсационном фонде возмещения вреда;

2) о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств (в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса);

3) о реестре членов саморегулируемой организации;

4) о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию;

5) о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;

6) о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов.

Согласно пункту 5 части 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка указанных документов является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации.

Вопрос. Если в СРО утверждается новая редакция Устава, в которой приводятся в соответствие компетенции органов управления, нужно ли перерабатывать и утверждать новые положения об общем собрании, о директоре и о Совете?

Ответ. Внутренние документы саморегулируемой организации не могут противоречить законодательству Российской Федерации, а также Уставу саморегулируемой организации. Таким образом в случае изменения положений Устава в отношении органов управления внутренние документы подлежат также изменению в целях приведения их в соответствие с Уставом.

Вопрос. Можно ли в меры дисциплинарного воздействия не включать штраф?

Ответ. Перечень мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации принимается решением общего собрания членов.

Вопрос. С 01.07.2017 по отдельным документам саморегулируемой организации полномочия от общего собрания по их утверждению переходят к коллегиальному органу управлению. Нужно ли переутверждать эти документы в соответствии с компетенцией органа управления или можно вносить изменения в обычном порядке?

Ответ. Коллегиальный орган управления не вправе вносить изменения в решения, принятые общим собранием членов. В случае изменения в Уставе саморегулируемой организации полномочий органов управления по утверждению внутренних документов, рекомендуем общим собранием прекратить с 01.07.2017 действие документов, утвержденных общим собранием членов, и принять коллегиальным органом управления необходимые документы со сроком вступления с 01.07.2017.

Вопрос. С 01.07.2017 необходимо ли в Правила контроля включать проверку наличия у членов системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам Ростехнадзора?

Ответ. В случае, если законодательством о градостроительной деятельности установлено требование о наличии у членов саморегулируемой организации системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам Ростехнадзора, то такое требование должно быть включено в условия членства. В рамках контроля за деятельностью членов в части подтверждения соответствия условиям членства в этом случае будет проверяться и наличие системы аттестации.

Вопрос. Можно ли установить срок рассмотрения жалоб и обращений 30 календарных дней, как это предусмотрено Федеральным законом № 59-ФЗ?

Ответ. Саморегулируемая организация самостоятельно разрабатывает внутренние документы, при этом она вправе использовать положения, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вопрос. Обязательно ли разрабатывать положение об аттестации в РТН или можно только в требованиях на особо опасные работы указать на необходимость такой аттестации?

Ответ. В перечне внутренних документов, обязательность разработки которых установлена законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях, отдельного документа об аттестации по требованиям Ростехнадзора не предусмотрено. Вместе с тем, если требования к наличию такой аттестации у специалистов членов саморегулируемой организации установлено законодательством о градостроительной деятельности, они должны быть включены в документы, устанавливающие условия членства в саморегулируемой организации.

Вопрос. Квалификационный стандарт это один документ это несколько разных документов, отражающих простые виды работ, работы на особо опасных объектах и объектах атомной энергии? Кем разрабатывается этот документ.

Ответ. Согласно части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Такие стандарты в саморегулируемой организации должны быть разработаны в отношении каждого специалиста, наличие которого необходимо для подтверждения соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя условиям членства в саморегулируемой организации.

Вопрос. В СРО должны быть разработаны как минимум три квалификационных стандарта: для руководителя, ГИП и ГАП. Возможно ли включить в квалификационный стандарт ГИПа возможность исполнения обязанностей ГИПа по приказу, имея другую должность согласно трудовой книжке?

Ответ. Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления соответствующих трудовых функций. В каждой организации составляется штатное расписание, наименования должностей в котором может отличаться от общепринятых наименований должностей руководителей и специалистов. Квалификационные стандарты разрабатываются с учетом требований статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017), а также утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов, в случае их отсутствия с учетом квалификационных характеристик по должностям руководителей и специалистов, установленные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 № 188.

Вопрос. Будут ли Ростехнадзором приниматься унифицированные документы, разработанные Национальным объединением?

Ответ. Саморегулируемая организация вправе при разработке внутренних документов использовать унифицированные формы документов, разработанные Национальным объединением. Разработанные документы должны быть утверждены соответствующим органом управления саморегулируемой организации.

Вопрос. Можно ли называть внутренние документы саморегулируемой организации не так как это предусмотрено Градостроительным кодексом и обязательно ли разрабатывать ровно такое количество этих документов или их может больше? Например, разбить Положение о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов на два отдельных положения: одно по требованиям к членству, а второе по взносам.

Ответ. Саморегулируемая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает внутренние документы. Их количество и наименования не регламентированы законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях.

Вопрос. Обязательно ли в наименовании Положения о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов указывать вступительный взнос, если он у нас отменен?

Ответ. Указывать обязательно, при этом в самом документе в отношении вступительного взноса будет написано, что он равен 0 рублей.

Вопрос. В связи с отсутствием постановления Правительства Российской Федерации «О минимальных требованиях к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» и учитывая запланированное на март 2017 года общее собрание членов, можно ли принять Положение о членстве, в котором будет указано, что «Требования к членам саморегулируемой организации, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации»?

Ответ. Указанное постановление Правительства Российской Федерации в соответствии с планом-графиком по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно быть утверждено до 01.07.2017. При первом ближайшем общем собрании членов в указанное Положение о членстве необходимо будет внести соответствующие изменения.

Вопрос. Какой статус стандартов НОСТРОЙ?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации согласно части 2 статьи 55.5 Кодекса вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ.

С целью установления единых требований к выполнению работ в области строительства, к методам контроля их проведения и результатов Ассоциацией «Национальное объединение строителей» принята программа стандартизации, в соответствии которой разрабатываются стандарты ведения работ.

Законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета на утверждение саморегулируемой организацией стандарта, разработанного национальным объединением саморегулируемых организаций.

В случае принятия саморегулируемой организацией решением общего собрания членов такого стандарта он становится обязательным для применения всеми членами указанной саморегулируемой организации.


Вопрос
. Какие должности в строительстве можно отнести к руководителям?

Ответ. Перечень должностей руководителей в сфере строительства определен в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 № 188 (далее – Перечень).

В соответствии с пунктом 2 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (зарегистрирован Минюстом России 09.03.2004, рег. № 5628) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические)

Согласно Перечню к должностям руководителей относятся:

- в области строительства:

Директор (генеральный директор, управляющий) строительной организации;

Главный инженер строительной организации;

Главный технолог строительной организации;

Главный механик строительной организации и др.;

- в области проектирования:

Главный инженер проекта;

Главный конструктор проекта;

Заведующий конструкторским отделом и др.;

- в области инженерных изысканий для строительства:

Начальник отдела изысканий (комплексного или по видам изысканий);

Начальник сектора (лаборатории).

Вопрос. Требуется ли разрабатывать отдельные требования к членам саморегулируемой организации, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, не участвующим в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров?

Ответ. Частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017) установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559.

При этом ни Кодексом, ни указанным постановлением Правительства Российской Федерации не установлено, что требования должны разрабатываться отдельно для членов саморегулируемой организации, участвующих в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов или договоров строительного подряда, заключаемым без использования конкурентных способов заключения договоров.

Вопрос. Обязательно ли включать в разрабатываемое положение об анализе деятельности членов требования приказа Минстроя России от 10.04.2017 № 700/пр?

Ответ. Порядок уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров утвержден приказом Минстроя России от 10.04.2017 № 700/пр (далее – Порядок, Уведомление).

Необходимость включения требований Порядка в разрабатываемое каждой саморегулируемой организацией положение об анализе деятельности своих членов обусловлена следующим.

На основании полученных данных из представленных членами саморегулируемой организации Уведомлений проводится анализ:

1) соответствия совокупного размера обязательств по договорам заявленному уровню ответственности. По результатам анализа материалы могут быть направлены в орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, для рассмотрения и проведения мероприятий по контролю;

2) объемов выполняемых членами саморегулируемой организации договоров. По результатам анализа могут быть приняты решения об увеличении или уменьшении численности специализированных органов саморегулируемой организации. Также полученные данные могут быть использованы саморегулируемой организацией в целях более эффективного взаимодействия с органами государственного строительного надзора;

3) объемов неисполненных членами саморегулируемой организации договоров. По результатам анализа с каждым членом должна быть проведена дополнительная работа по установлению причин неисполнения обязательств по договорам, результаты которой могут быть использованы как в последующих мероприятиях по контролю за деятельностью членов, так и в рамках подготовки или обсуждения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по внесению изменений в законодательство о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях и т.д.

Также необходимо отметить, что все внутренние документы саморегулируемой организации после их утверждения соответствующим органом управления становятся обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации, а также ее должностными лицами. Отсутствие указанных требований в положении о проведении анализа деятельности членов саморегулируемой организации, влечет за собой заведомое неисполнение членами саморегулируемой организации обязанности по направлению таких уведомлений, а саморегулируемой организацией – анализа поступивших сведений и, как следствие, неисполнение своих функций в полном объеме.

Вопрос. Планируем вносить изменения в Положение о членстве, в частности хотим для организаций, выполняющих работы на объектах использования атомной энергии, добавить необходимость предоставления документов о специалистах, в том числе копии разрешений на право выполнения работ на объектах использования атомной энергии. Не будет ли это считаться нарушением законодательства?

Ответ. Единственным минимальным и достаточным требованием к члену саморегулируемой организации, выполняющему инженерные изыскания, осуществляющему подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов использования атомной энергии, является наличие у члена саморегулируемой организации лицензии на соответствующие виды деятельности в области использования атомной энергии, выданной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559).

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280, соискателем лицензии может быть только юридическое лицо.

Кроме этого, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 № 240 «Об утверждении Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии», необходимо учитывать также требования приказа Ростехнадзора от 21.12.2011 № 721 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии» (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2012, рег. № 23937), согласно которому в целях получения разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии проводится соответствующая проверка знаний теоретических знаний для руководящего персонала, персонала ведомственного (производственного) контроля и проверка теоретических знаний и практических навыков для оперативного персонала, а не аттестация.

Разрешение является документом, дающим работнику организации право ведения работ согласно должностным обязанностям только по конкретной должности и на конкретном объекте использования атомной энергии.

Также необходимо отметить, что к работникам, указанным в перечне должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 № 240, предъявляются квалификационные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, а в случае их отсутствия – в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, для получения права выполнения соответствующих работ на объектах использования атомной энергии юридическое лицо должно иметь лицензию, а его руководящий и оперативный персонал – разрешение на право выполнения работ.

Принимая во внимание вышеизложенное, установление во внутренних документах саморегулируемой организации каких-либо дополнительных требований к специалистам юридических лиц, имеющих лицензию на выполнение работ на объектах использования атомной энергии, является избыточным.


Вопрос
. Необходимо ли в Положениях о компенсационных фондах устанавливать конкретные размеры взносов в соответствующий компенсационный фонд или достаточно слов «в размере не менее...» и указания ссылки на статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации: компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации. При этом размеры взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации устанавливаются не ниже минимальных размеров взносов в такие компенсационные фонды, предусмотренных частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса.

Таким образом, в положении о соответствующем компенсационном фонде должны содержаться конкретные размеры взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды), а также порядок их уплаты.

Вопрос. Каким образом утверждается порядок применения мер дисциплинарного воздействия и можно ли его совместить с Положением о системе мер дисциплинарного воздействия?

Ответ. Утверждение Положения о системе мер дисциплинарного воздействия не входит в компетенцию общего собрания членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, его утверждение является компетенцией коллегиального органа управления.

Положением устанавливается не только перечень мер дисциплинарного воздействия, но и порядок их применения.

Вопрос. Достаточно ли ссылок на подзаконные нормативные акты во внутренних документах или нужно излагать требования таких актов в полном объеме?

Ответ. Необходимо учитывать, что подзаконные акты содержат требованиям к саморегулируемых организациям в строительстве всех видов. Вместе с тем некоторые требования подзаконных актов распространяются только на саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, и не относятся к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, или выполняющих инженерные изыскания.

Кроме этого, например, Минимальными требованиями к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559, установлено, что состав и количество имущества, необходимого для выполнения работ, определяются саморегулируемой организацией.

Таким образом, во внутренних документах устанавливаются конкретные требования, основанные на требованиях федеральных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных актах.

Вопрос. Сколько времени у саморегулируемых организаций на приведение внутренних документов в соответствие с новым Федеральным законом № 340-ФЗ?

Ответ. Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 340-ФЗ) внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Указанный федеральный закон вступил в силу с даты официального опубликования, а именно с 04.08.2018.

Федеральным законом № 340-ФЗ не предусмотрены переходные положения, в связи с чем изменения должны быть учтены при первом внесении изменений во внутренние документы саморегулируемой организации.

Изменения касаются практически всех внутренних документов саморегулируемой организации.

Вместе с тем внутренние документы саморегулируемой организации не должны противоречить уставу саморегулируемой организации, поэтому потребуется также внесение изменений в устав и его регистрация Минюстом России в новой редакции.

В случае, если изменения во внутренние документы были внесены одновременно с изменениями в устав саморегулируемой организации, тогда изменения в государственный реестр саморегулируемых организаций в отношении новых редакций внутренних документов будут внесены только после представления в Ростехнадзор зарегистрированной Минюстом России новой редакции устава и установления факта соответствия новых редакций внутренних документов требованиям законодательства и новой редакции устава.