Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

Вопрос: Как часто Ростехнадзор может проводить проверки саморегулируемой организации и что является основанием для проведения проверок?

Ответ: Согласно пункта 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и пунктом 3 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

Особенности организации и проведения проверок саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Частью 3 указанной статьи установлено, что плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно без согласования с органами прокуратуры.

Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены пунктом 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2014, рег. № 31219).

Вопрос. Разъясните отдельные требования законодательства Российской Федерации в части проведения Ростехнадзором проверок саморегулируемых организаций.

Ответ. Согласно пункту 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и пункту 3 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

Особенности организации и проведения проверок саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Частью 3 указанной статьи установлено, что плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно без согласования с органами прокуратуры.

Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены пунктом 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2014, рег. № 31219, далее – Административный регламент), а именно:

- истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;

- истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Основания для проведения внеплановых проверок установлены частью 4 статьи 55.19 Кодекса и пунктом 57 Административного регламента.

Срок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций составляет 10 рабочих дней.

По результатам проверки должностными лицами Ростехнадзора, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Порядок составления акта проверки и перечень указываемых в нем сведений установлены пунктами 64-71 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 77 Административного регламента в случае выявления нарушений в деятельности саморегулируемой организации должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе:

- вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;

- возбуждение дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и юридического лица (при наличии оснований, предусмотренных статьей 14.52, частью 2 статьи 19.4.1, статьей 19.7, частью 1 статьи 19.5, а с 01.07.2017 также статьями 14.63 и 14.64 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

- направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы (в случае выявления нарушения саморегулируемыми организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением требований которых не входит в компетенцию Ростехнадзора).

Согласно пункту 79 Административного регламента в случае выявления нарушений саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации составляется предписание об их устранении, в котором указываются:

- дата вынесения предписания;

- наименование и адрес места нахождения саморегулируемой организации, по которому направляется предписание;

- содержание нарушений (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, которые нарушены, и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям);

- срок устранения нарушения;

- порядок информирования Ростехнадзора (территориального органа) об устранении нарушений.

Вопрос. Может ли саморегулируемая организация обжаловать результаты проверки?

Ответ. Саморегулируемая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Ростехнадзор (территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом саморегулируемая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Ростехнадзор (территориальный орган).

Вопрос. Какие меры административного воздействия в случае выявления нарушений Ростехнадзор может применить к саморегулируемой организации и ее должностным лицам?

Ответ. Меры административного воздействия предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

- статья 14.52. Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации;

- статья 14.63. Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра указанных саморегулируемых организаций (вступает в силу с 01.07.2017);

- статья 14.64. Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов(вступает в силу с 01.07.2017);

- часть 2 статьи 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- часть 1 статьи 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;

- статья 19.7. Непредставление сведений (информации).


Вопрос
. Может ли Ростехнадзор провести проверку финансового состояния саморегулируемой организации, а именно вопросы исполнения сметы расходов, расходование членских и целевых взносов?

Ответ. Предмет проверок саморегулируемых организаций определен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202, и не включает в себя проверку финансового состояния саморегулируемой организации.

Соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества является предметом проверок некоммерческой организации в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Вопрос. Общество при вступлении в саморегулируемую организацию узнало, что является членом другой саморегулируемой организации (не уплачивая никаких взносов и не подавая документов). Какие действия должны быть предприняты Обществом?

Ответ. Обществу необходимо обратиться за разъяснениями в первую очередь в ту саморегулируемую организацию, в составе которой оно заявлено членом.

Кроме этого, в случае поступления в Ростехнадзор жалобы на действия (бездействие) саморегулируемой организации она будет рассмотрена в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по результатам рассмотрения может быть принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении саморегулируемой организации в соответствии с требованиями статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопрос. К 01.07.2017 саморегулируемая организация переработала все свои внутренние документы. Проверку Ростехнадзора в целях подтверждения соответствия требованиям законодательства еще не проходили. При этом сейчас часть внутренних документов не соответствуют новым требованиям законодательства. Что делать: ждать проверку Ростехнадзора или собирать общее собрание?

Ответ. Саморегулируемая организация в своей деятельности обязана руководствоваться внутренними документами, разработанными в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях.

При этом внутренние документы саморегулируемой организации не должны противоречить уставу саморегулируемой организации.

Кроме этого, внутренние документы саморегулируемой организации являются обязательными для исполнения всеми членами этой саморегулируемой организации.

Таким образом, в случае изменения требований законодательства Российской Федерации, если не установлены сроки приведения внутренних документов саморегулируемой организации в соответствие вновь принятым документам, изменения в такие внутренние документы должны быть утверждены на ближайшем общем собрании членов саморегулируемой организации.

Вопрос. Когда будет опубликован план плановых проверок саморегулируемых организаций на 2019 год?

Ответ. В связи с проведением Ростехнадзором внеплановых проверок по поручению Правительства Российской Федерации о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций, плановые проверки в отношении саморегулируемых организаций в 2019 году не планируются.