Уважаемые пользователи Единого портала тестирования, в настоящее время ведутся работы по применению новых настроек на аппаратных платформах АПКШ «Континент». Возможны перебои в доступности ресурсов Единого портала тестирования. Вниманию подключенных через АПКШ Континент пользователей ЕПТ. Версия ниже 3.9.1 не будет поддерживаться начиная с 10.10.2025. Для продолжения работы необходимо обновить программное обеспечение.

Вопрос (100/31033)

Вопрос:

Органом местного самоуправления выявляются бесхозяйные объекты, в том числе участки трубопроводов теплосети (диаметрами 108 мм. и более), обладающие признаками опасного производственного объекта и в порядке и в сроки, определенные требованиями 190 ФЗ «О теплоснабжении» определяется теплосетевая организация либо единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, в которую входит бесхозяйный участок тепловой сети, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного такого объекта. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, включается в утвержденную схему теплоснабжения.

Прошу разъяснить, возможно ли постановка такого участка трубопровода теплосети на учет в органах Ростехнадзора как оборудования, работающего под избыточным давлением и регистрация его в государственном реестре как технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте?

Ответ:

На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Выявление бесхозяйного имущества, а также проведение с ним работы, в том числе по оформлению прав и приведению его в надлежащий вид, являются прямыми полномочиями органов местного самоуправления согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами (далее – ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в том числе объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 Мпа.

Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО (далее – Реестр) осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, и в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140 (далее – Административный регламент), с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора   от 30 ноября 2020 г. № 471 (далее – Требования).

Согласно пункту 14 Требований и подпункту 2 пункта 20 Административного регламента обязательным требованием к регистрации ОПО в Реестр является предоставление заявителем в регистрирующий орган: копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).

Иным законным основанием права пользования объектом будет являться документ, подтверждающий факт того, что пользователь получил от владельца или распорядителя имущества право на его использование в течение определённого периода и на условиях, установленных собственником.

Указанные диспозитивные нормы предполагают возможность нахождения зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технические устройств, планируемых для применения на объектах, у эксплуатирующей организации не только на основании какого-либо вещного права (собственность, пр.), но и на основании обязательственных прав.

Абзацем третьим подпункта 2 пункта 14 Требований установлено, что на ОПО, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого ОПО на его эксплуатацию.

На основании изложенного, эксплуатирующей ОПО организации в целях регистрации ОПО в Реестре, на котором осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, необходимо представить документы (копии документов), подтверждающие непрерывность технологического процесса, а также документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого ОПО на его эксплуатацию. Сведения о технологическом процессе (о его дискретности или непрерывности), в том числе описание технологических схем и операций, могут содержаться в технологических регламентах на ОПО, которые разрабатываются в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 227 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536, регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее – оборудование), подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП и пункте 2 Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Для постановки оборудования на учет, эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, заявление информацию и документы, перечисленные в пункте 224 ФНП ОРПД.

В случае непредставления эксплуатирующей организацией указанной информации и документов, представления указанной информации и документов не в полном объеме, а также в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности, учетный номер оборудованию не присваивается.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет информационный характер, а содержащиеся в нем разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.