Уважаемые пользователи Единого портала тестирования, в настоящее время ведутся работы по применению новых настроек на аппаратных платформах АПКШ «Континент». Возможны перебои в доступности ресурсов Единого портала тестирования. Вниманию подключенных через АПКШ Континент пользователей ЕПТ. Версия ниже 3.9.1 не будет поддерживаться начиная с 10.10.2025. Для продолжения работы необходимо обновить программное обеспечение.

Вопрос (100/31797)

Вопрос:

Прошу разъяснить требования пунктов 105 и 109 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС) в части определения расстояний по горизонтали между выступающими частями башенного крана (передвигающегося по наземному крановому пути) и строениями, штабелями грузов и другими предметами.

Пунктом 105 ФНП по ПС устанавливается требование, что «Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.».

Пунктом 109 ФНП по ПС – «Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.».

Башенный кран конструктивно также относится к кранам стрелового типа и в этой связи требуются разъяснения какой из пунктов ФНП по ПС (105 и/или 109) применим к установке именно башенного крана.

Ответ:

На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 105 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС), расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.

Пунктом 109 ФНП по ПС определено, что установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.

Как справедливо отмечено в обращении башенный кран частично относится к стреловому типу, так как грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле, но у данного ПС стрела закреплена в верхней части вертикально расположенной башни, что является его конструктивной особенностью, а под стреловыми кранами, на которые распространяются требования пункта 109 ФНП по ПС, следует понимать поворотные краны, у которых стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси, гусеничные, тракторные, отбор мощности у которых для собственного передвижения и работы механизмов осуществляется от собственного источника энергии).

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что требования пункта 105 ФНП по ПС применимы к установке башенных кранов.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет информационный характер, а содержащиеся в нем разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.